иррациональный маргай (v_verveine) wrote,
иррациональный маргай
v_verveine

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Настроение совершенно нерабочее, так что лучше расскажу я вам...

...про песню Стинга "Ballad of Great Eastern" из альбома "The Last Ship". Вдруг кто-то узнает для себя что-то новое. :) А если кто-то сможет дополнить мой рассказ или исправить какие-то ошибки, я буду только рада.
Даже если ничего не читать о "The Last Ship" в сети, нетрудно заметить - тому, кто хорошо понимает английский - что этот альбом представляет собой не столько сборник песен, сколько сборник историй (впрочем, проверено - даже некоторые слушатели, незнакомые с английским языком, чувствуют, что альбом похож на OST какого-то мюзикла, что не так уж далеко от истины). Некоторые из этих историй явно связаны друг с другом, но есть и такие, что стоят особняком. Вот как "Ballad of Great Eastern", например.
Для тех, кто впервые встретился с названием "Great Eastern", поясню - это реальный корабль, и упоминающийся в песне инженер Изамбард Брюнель - реальный человек. Вообще, как показало недолгое гугление, довольно многое в тексте этой баллады или правда, или максимально приближено к правде. За исключением договора с Дьяволом... наверное. Интересно? Тогда слушайте:

http://sting.com/discography/lyrics/lyric/song/598

In 18 hundred and 59, the engineer Brunel,
Would build the greatest ship afloat, and rule the ocean's swell.
Nineteen thousand tons of steel they used to shape the mighty keel,
Forged inside the smelter where they made the gates of Hell...
And the name upon the contract, Isambard Brunel.

Изамбард Брюнель

Изамбард Кингдом Брюнель - британский инженер, одна из крупных фигур в истории Промышленной революции. В ноябре 2002 г. по результатам опроса, в котором участвовали 30 000 британцев, занял второе место в Top-100 Great Britons, уступив лишь Уинстону Черчиллю. Как говорит нам Вики, за свою жизнь Брюнель построил 25 железных дорог в Англии, Ирландии, Италии, Индии; проектировал и руководил постройкой 8 пирсов и сухих доков, 5 висячих мостов, 125 железнодорожных мостов, 3 крупных пароходов - "Great Western" (1835), "Great Britain" (1842) и "Great Eastern" (1858); в 1855 г. опубликовал проект строительства Панамского канала. Годы жизни Изамбарда Брюнеля: 1806-1859. 53 года - даже по тем временам не так уж хорошо, хотя за свою жизнь Брюнель успел немало. Вы заметили совпадение? На самом деле, это и есть первое небольшое расхождение с реальной историей: Great Eastern, любимейшее детище Брюнеля, был спущен на воду в 1858 г., однако его первое плавание, maiden voyage, состоялось именно в 1859-м, и стало последней соломинкой, сломавшей спину верблюду. Но об этом чуть позже, пока что стоит особо отметить следующее: "Great Eastern", громаднейший корабль, рассчитанный на 4 000 пассажиров и предназначенный для безостановочных рейсов от английских берегов до Индии или Австралии, опередил своё время лет на 50. Только в 1899 и 1901 гг. были построены корабли, превосходившие его по длине и водоизмещению, а ведь эти характеристики были не единственными особенностями громадины, которую Брюнель называл "Great Babe"...
Кстати говоря, почему вообще корабль был задуман и построен именно таким? Одна из самых больших проблем с пароходами в те времена, когда их только начали строить, заключалась в том, что для путешествия из пункта А в пункт Б требовалось достаточное количество угля. Иногда он занимал столько места, что негде было размещать груз. Поэтому у первых пароходов были мачты и паруса - чтобы продолжать путь, даже если уголь закончится и негде будет пополнить запасы ("Great Eastern" имел шесть мачт, названных по дням недели - от понедельника до субботы). Брюнель считал, что проблему можно решить, построив громадный корабль, на борту которого хватит места и для угля, и для всего остального, потому и спроектировал десять "угольных ям".  Паруса тоже оставил. На всякий случай. (http://www.rmg.co.uk/explore/sea-and-ships/facts/ships-and-seafarers/the-great-eastern)

Great_eastern_launch_attempt

As day-by-day the monster grew, the engineer Brunel,
Would watch the devil's handiwork, and woe betide a man who shirks,
Or slows the pace to build the keel, nineteen thousand tons of steel,
Anyone with eyes to see is but a bride of Hell,
And the name upon the draftsman's chart, Isambard Brunel.

Разумеется, иначе как "чудовищем", "дьявольской невестой" (не забывайте, что ship в английском языке, как правило, особа женского пола) этот корабль называть и не могли. Не зря в 1857 г., непосредственно перед первой попыткой запуска, его окрестили "Левиафаном", хотя до этого он был известен как "Great Eastern" и вновь стал таковым уже в 1858 г. Интересную деталь выдаёт всё та же Вики: когда в день запуска к Брюнелю подошли со списком имён и попросили выбрать подходящее, он ответил - да хоть "Мальчик-с-пальчик" (Tom Thumb), если пожелаете. К этому моменту, скорее всего, его силы и здоровье уже были на исходе, а нервы - на пределе, потому что "Great Eastern" преследовали разнообразные неприятности технического и финансового толка на протяжении всего периода строительства. Из-за длины корпуса корабль невозможно было спустить на воду традиционным способом - носом или кормой, - и сначала Брюнель разработал особый механизм для бокового спуска, но потом отказался от этой идеи из-за её стоимости. В конечном итоге спуск "Левиафана", позже переименованного обратно в "Great Eastern", обошелся в треть суммы, которую предполагалось потратить на всё строительство. Ещё до спуска обанкротились сначала партнер Брюнеля, инженер-кораблестроитель Джон Скотт Рассел, а потом - выкупивший его долги инвестор, "Eastern Company", и недостроенный корабль с трудом удалось спасти от кредиторов.
Что касается характера Изамбарда Брюнеля, то вот ещё одна цитата из Вики: "I cannot act under any supervision, or form part of any system which recognises any other advisor than myself ... if any doubt ever arises on these points I must cease to be responsible and cease to act." ("Я не в состоянии работать под чьим-то наблюдением или быть частью любой системы, что признаёт иной авторитет, нежели мой собственный... если по этому поводу возникнут какие-то сомнения, я вынужден буду немедленно снять с себя всю ответственность и прекратить работу.") Пожалуй, зря он и впрямь её не прекратил - ведь, в конечном итоге, его планам не суждено было сбыться, "Great Eastern" не отправился ни в Австралию, ни в Индию, и пассажиров в количестве, хотя бы близком к запланированному, не возил. Его история входит в число самых печальных в мировом кораблестроении...

normal_Great_Eastern_1866GreatEasternengraving

A riveter was on the hull with his apprentice lad,
He'd served his time with the older man, some say it was his dad.
200 men upon the shift but when the day is done,
The count is hundred 98...before the setting sun,
They searched the yard all through the night until the morning bell,
No more delays are countenanced by Isambard Brunel,
And so they work a double shift, to make the time in full,
No mention of the missing men...they seal the double hull.

Ещё одной особенностью "Great Eastern" был double hull - двойной корпус, неслыханная вещь для тех времён. И вот если верить легенде, именно где-то в недрах этого корпуса, в одном из закрытых отделений, по стечению обстоятельств оказались замурованы два человека - клепальщик и его ученик. Мнения по этому поводу расходятся, и, как я поняла, никто не в состоянии доказать, было ли такое на самом деле (и сколько всё-таки рабочих погибло - один или двое) и могло ли вообще быть. Так или иначе, легенда существует, Стинг её не придумал. Стоит ещё заметить вот что: сейчас наверняка многие вспомнили о тех историях, когда некое строительство в силу сверхъестественных причин всё никак не удавалось завершить, пока главный зодчий не жертвовал кем-то ради достижения цели - своей женой, дочерью или просто несчастным "первым встречным". Да, и в истории кораблестроения был период, когда жертвы разной степени кровавости были неотъемлемой частью спуска на воду нового корабля. (А кое-где, представьте себе, до сих пор верят, что кораблю нужна душа, причём человеческая, и чем моложе - тем лучше.) Но это всё только на суше... а в море мертвец на борту всегда считался одной из самых плохих примет. Впрочем, вряд ли стоит удивляться тому, что крайне неудачную судьбу красивого и дорогого корабля попытались задним числом объяснить при помощи мистики.

The ship was launched upon the tide and all the townsfolk cheered,
A brass band played but not a word of omens they had feared,
But before the afternoon was out, the celebration wrecked,
A dignitary clutched his heart...and collapsed upon the deck.
No doctors could revive him as the telegraphs would tell,
And the name upon the coffin...Isambard Brunel.

Ещё одно расхождение с реальной историей: Брюнель умер не во время спуска "Great Eastern" на воду, а позже, когда корабль отправился в своё первое плавание, завершившееся трагедией: 9 сентября на борту взорвался котёл, первую трубу выбило мощной струёй горячего пара - пять человек умерли от ожогов, ещё четверо или пятеро получили тяжелые ранения, а один прыгнул за борт и утонул. Не исключено, что причиной случившегося был саботаж, поскольку позже инженерам удалось установить, что клапан выпуска отработанного пара был закрыт, оттого котёл и перегрелся. Когда Брюнель об этом узнал, у него случился сердечный приступ, и он умер.
Однако вернёмся чуть-чуть назад - спуск "Great Eastern" на воду вовсе не обошелся без происшествий: из-за невозможности синхронизировать работу лебёдок возник перекос в движении корпуса, и Брунелю с трудом удалось остановить корабль, зафиксировав его на спусковой платформе. За происходящим наблюдала многотысячная толпа. Свидетелями неудачи Брюнеля оказались и важные персоны - если верить Википедии, королева Великобритании Виктория и её супруг принц Альберт, бельгийский король Леопольд, историк английского флота Линдсей, писатели Роберт Стивенсон и Жюль Верн. Нет ничего удивительного в том, что журналисты разнесли инженера в пух и прах (http://www.ikbrunel.org.uk/Mechanics-Monthly), а заканчивать начатое ему пришлось за свой счёт. Это удалось сделать только 31 января 1858 г.
Но неприятности на этом не закончились.

And now upon the open sea, the mighty ship did plough,
But many feared the darkness, in the shadow of its prow.
An explosion on the lower deck, would take the souls of five,
With a growing superstition 'mong the sailors still alive.

The captain and his boy are lost while rowing to the shore,
The crew will threaten mutiny and say they'll work no more,
They began to say the ship was cursed, they hadn't even seen the worst,
They'd signed on able-bodied men, but they wouldn't sail to Hell...
When the name upon the manifest is Isambard Brunel.

Про взрыв котла я уже рассказала. Гибель капитана по пути на берег - правда; 21 января 1860 г. лодка, в которой был капитан Уильям Харрисон, опрокинулась во время налетевшего шквала, и из воды его достали уже мёртвым. Он один из четверых джентльменов на этой фотографии, правда, я не знаю, какой именно.

461px-Isambard_Kingdom_Brunel_preparing_the_launch_of_'The_Great_Eastern_by_Robert_Howlett

В Австралию или Индию корабль так и не отправился. Во время первого путешествия в Америку на борту было всего 35 пассажиров (хоть это были состоятельные люди, предназначался он, напомню, для четырёх тысяч человек); во второй раз пассажиров было 100, и рейс опять оказался убыточным, а вот третье путешествие (1861 г.) едва не закончилось катастрофой (в финансовом и репутационном смысле оно именно ею и стало). Во время сильного шторма пароход потерял левое гребное колесо, а правое сильно повредила упавшая спасательная шлюпка; затем выяснилось, что повреждёны и гребной винт, и руль. Оказавшийся в числе пассажиров инженер Гамильтон Тойл предложил капитану план, который позволил бы восстановить контроль над рулём, но капитан отказался и предпочёл просигнализировать проходившему мимо бригу "Магнит", чтобы тот держался рядом на всякий случай. "Магнит" шел следом за "Great Eastern" на протяжении нескольких часов, но быстро понял, что помочь не сможет, и вернулся на прежний курс (а потом его хозяева взыскали с "Great Ship Company" демередж - плату за впустую потраченное время). Пассажиры вынудили капитана позволить Тойлу заняться рулём, и - шторм, к счастью, прекратился - огромный корабль кое-как добрался до американского берега.
И ещё много всего пришлось пережить многострадальному "Great Eastern"...

For 14 years that ship will sail, misfortune taken hard,
The owners barely find a crew to reach the breakers' yard.
And as they take the plates apart, unseal the double hull,
The breakers call the foreman o'er, they'd found a human skull.
And then they find the younger man, perforced to understand,
That in the hour of their torment, he'd reached his father's hand.

Непонятно, откуда взялась цифра 14, ведь в общей сложности "Great Eastern" "прожил" 31(32) год(а), с 1858 по 1889(90): в 1865-1878 гг он выступал в роли кабелеукладчика, а потом был плавучей выставкой, мюзик-холлом и чем-то вроде передвижного аттракциона. Незавидная судьба для дорогого и, несмотря на все свои злоключения, довольно надёжного корабля. В 1888 г. очередные хозяева приняли решение избавиться от обузы. Чтобы разбить крепкий корпус и пустить его на металлолом, пришлось потратить больше, чем в итоге удалось выручить.
Про скелеты в межкорпусном пространстве написано выше.

In 18 hundred and 59, the engineer Brunel,
Would build the greatest ship afloat, and rule the mighty swell.
The final shift was over, and the breakers' hammers fell,
And the name upon the manifest, the contract signed in Hell,
Was the same as on the draftsman's chart...one Isambard Brunel.

"Poor old ship: you deserved a better fate", - написал по поводу "Great Eastern" Дэниэл Гуч, ещё один выдающийся британский инженер.
Вот такая, понимаешь, песенка.

Полезные ссылки:
http://www.rmg.co.uk/explore/sea-and-ships/facts/ships-and-seafarers/the-great-eastern
http://www.bbc.co.uk/history/british/victorians/seven_wonders_gallery.shtml
http://www.ikbrunel.org.uk/SS-Great-Eastern
http://en.wikipedia.org/wiki/SS_Great_Eastern

P.S. Ещё раз хочу заметить, что если кто-то хочет поправить данные или уточнить, можете не стесняться - я ведь не историк и вообще в пароходах ничего не смыслю. :)
Subscribe

  • it's official

    Переиздание "Невесты ветра" поступило в продажу. :) https://book24.ru/product/nevesta-vetra-5406708/…

  • немного музыки

    Этот ЖЖ все еще жжив. :) В ожидании новостей про "ДВШ" (а я, вы не поверите, тоже жду новостей) каждый сходит с ума по-своему. Составила…

  • "Белый фрегат"

    Я, конечно, ещё должна все это вычитать. Сопоставить с первыми двумя томами и убедиться, что дурацкая привычка держать все сведения в уме меня не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments